Перемога не отримана до тих пір, доки на землю ворога не ступила нога морського піхотинця

пʼятниця, 31 липня 2009 р.

Снайпинг в страйкболе

Личный опыт by Сергей Шамарин

Оригинал: http://www.cioway.ru/post-207/#more
От себя (Крига): Эта статья - личный опыт человека. Возможно спорные выводы, для кого-то нелогичные и т.д., но опыт есть опыт. И если есть возможность прохалявить и зацепить немного без дополнительного потения и корпения, этим следует воспользоваться ;)
03.01.2009, 21:50
Сразу оговорюсь: я, в общем, не отношу себя к снайперам. Снайпинг в страйкболе - вещь, на мой взгляд, несколько сама в себе. Будь я командиром, которого беспокоит прежде всего эффективность работы подразделения, я предпочел бы одного посредственного пулеметчика двум гениальным снайперам. Да что там пулеметчика - даже простого штурмовика.
Причина кроется в низкой скорострельности снайперских винтовок, лишь отчасти компенсируемой неплохими точностью и дальностью выстрела. В качестве иллюстрации приведу простой пример. Снайпер с качественно пристреляной винтовкой двухсотого тюнинга (в реалиях страйка, практически, предел мощности) при удачных погодных условиях попадет в голову лежащему в кустах противнику с семидесяти метров 0,3 шаром. Пулеметчик со сто пятидесятым тюнингом 0,25-0,28 шаром порвет кусты в клочья и вывернет наизнанку, уничтожив все живое на площади в пять квадратных метров. Штурмовик подойдет на десяток-другой метров ближе и устроит содержимому кустов прослушивание Шопена лежа сто тридцатым тюнингом своего АК все тем же 0,25 шаром. Поэтому будем откровенны: снайпинг нужен только самому снайперу. В условиях сомнительного огневого преимущества его оружия, это - вызов самому себе. Пройти к позициям противника, снять командира и незамеченным уйти к своим. Сорвать контратаку на высоту, выбив на подходе пулеметный расчет. При штурме здания отогнать обороняющихся от окон для подхода к фасаду штурмовой группы. Это не всегда простые задачи с порой неочевидным решением.

При зачислении в тактическое подразделение "Береза" (на которое я, разумеется, приволок любимую винтовку) командир поставил мне условие - овладеть штурмовыми навыками. Винтовка на полгода была повешена на стену, и я с АК-74 и РПК на общих основаниях отрабатывал стрелковую подготовку, тактику перемещения, метание гранат, минирование / разминирование и прочие базовые навыки.

После того, как делом была доказана моя профпригодность в качестве штурмовика, я снова взял в руки винтовку. Однако снайпером мне стать так и не удалось, поскольку тактические задачи команды (как правило, диверсионные и противодиверсионные) предполагают прежде всего работу группой. Тем не менее, иногда использование снайпера (например, в качестве разведки или прикрытия) не противоречит текущей боевой задаче.




Ниже я вкратце обобщу свой опыт снайпинга, однако сначала позволю себе подчеркнуть: мощная винтовка не сделает тебя снайпером. Более того - не даст никаких преимуществ перед бойцами с автоматическим оружием. Наоборот, только опыт маскировки, меткость и везение могут хоть как-то уравнять ваши шансы.
Снайпинг - умение очень и очень немногих. И эти немногие, с учетом вышеизложенного, вовсе не элита. Это спящие со своими винтовками психи. Шутка. (Крига: категорически не согласен! Шуткой тут даже не пахнет - чистая правда ;) )


Оружие и боеприпасы

Общеизвестно, что страйкбольное снайперское оружие можно разделить на две группы: газовое и спринговое. Я рекомендую к использованию последнее. Оно нечувствительно к перепадам температур и просто в устройстве, как молоток. Военным прототипом моей Maruzen APS Type 96 с глушителем выступает британская полицейская винтовка AWP. Я беру к ней три магазина, по 30 шаров в каждом. Использование 0,43 шаров на двухсотой пружине позволяет при слабом ветре вести уверенный огонь по ростовой мишени на расстоянии до 80 метров. Разумеется, с сошек или рюкзака.

Винтовка пристреливается в тире. Установленная и пристреляная оптика более не снимается во избежание отклонений. Тем не менее, перед каждым выходом оружие заново пристреливается - уже в полевых условиях. Вообще, снайпер должен постоянно практиковаться в стрельбе в разных погодных условиях и с разных положений: зимой и летом, с сошек и ремня, сверху и снизу, в спокойной обстановке и в состоянии стресса. После каждого выхода оружие в обязательном порядке чистится.

В качестве второго оружия летом я предпочитаю пистолеты. Два Colt 1911 в нагрудных кобурах разгрузки не мешают при перемещении и всегда под рукой. Корпуса пистолетов металлические, установлены усиленные клапаны и газовые камеры, стальные направляющие и тонкие стволики. Это позволило увеличить дальность и кучность стрельбы до приемлемых "с пятнадцати шагов навскидку в репу". К пистолетам прилагаются две запасные обоймы.

Зимой вместо беспощадно травящих газ кольтов используется АКСУ-74 с джентельменским сто двадцатым тюнингом. В разгрузку добавляется 6 магазинов. На планку вешается тактический фонарь Surefire 660 Classic Universal System с лампой в 200 люмен - отличное средство борьбы с вражескими приборами ночного видения первых поколений. Фонарь кондов и надежен, управляется с выносной кнопки на цевье.

В подсумки разгрузки кладется 6-7 гранат, а в сухарку - 6 растяжек, либо электромин, либо радиомин. Туда же, в сухарку, убирается сапожная капроновая нить и изолента для растяжек, устройство дистанционного инициирования для радиомин, элементы питания, запасные аккумуляторы для рации и АКСУ, GPS-навигатор, грим, очки ночного видения, складной шомпол, боезапас и мелкий инструмент (отвертки, шестигранники, плоскогубцы).


Одежда и средства маскировки

Вопреки расхожему мнению, я не считаю гилли панацеей. Это неудобный и тяжелый костюм, который, тем не менее, не делает снайпера человеком-невидимкой. Как мне кажется, летом для условий средней полосы неплохо подходит костюм ВДВ, зимой - обычная горка с обычным же маскхалатом. Иногда применяю маскировочную сетку и плащ-палатку - но не более того.

Раскраску рук также не практикую, поскольку пот с рук моментально смывает грим; впрочем, частично эту проблему решает тальк. Вместо этого используются обычные брезентовые рукавицы, обшитые маскировочной сеткой. На правой руковице сделан разрез для указательного пальца. Зимой под эти рукавицы надеваются флисовые тактические перчатки.

При раскраске лица соблюдаю простые принципы: выступающие места замазываются зеленым, остальное - темным. Главное - сломать контуры, нанося мазки не вертикально-горизонтально, а по диагонали. Для того, чтобы не дробить раскраску чрезмерно, рисуется не более 4-5 полос шириной в 3-4 пальца. Закраске подвергаются также уши, шея, веки.

Обязательна маскировка оружия и оптики: хлопчатобумажной лентой с нишитыми на нее обрывками масировочной сетки летом и тривиальным медицинским бинтом зимой. Зимой также маскируется ремень оружия. Бинт не дает отблесков и сравнительно малозаметен на снегу.

При выборе одежды зимой предпочитаю под Горку надевать термобелье и полартек. Это позволяет много двигаться, не перегреваясь и лежать на снегу, не замерзая. Для продолжительного сидения в засаде прямо на разгрузку накидываю парку. Также будет нелишним белый полиуретановый коврик.

Если изначально снайпер не скован командными требованиями к разгрузочной системе, то при выборе стоит обратить внимание на модульную систему УМТБС. На мой взгляд, в настоящее время это лучшее соотношение качество/цена: хорошо прошитая тяжелая сетка с высокой нагрузкой на разрыв, неплохой выбор подсумков. Я распределил подсумки следующим образом: на груди и по бокам два подсумка на два магазина АК, две пистолетные кобуры (правая и левая), подсумок для двух пистолетных магазинов, ножны (в девичестве подсумок для пистолетного магазина, распотрошенный и перешитый), подсумок для тактического фонаря / инфракрасного целеуказателя, шесть подсумков под ручные гранаты, два универсальных подсумка для магазинов винтовки, сумка для сброса магазинов. На спине подсумок для радиостанции, два подсумка на два магазина АК, сухарная сумка, подсумок для малой пехотной лопаты.


Обувь

Максимально легкая и удобная для лета обувь с высоким берцем - Corcoran 2 1525, комфортно носится от +5 до +30. Зимой, несмотря на все потуги производителей, ноги не мерзнут только в валенках. Короткие валенки из белой шерсти - прекрасный вариант, однако в условиях страйка весьма недолговечный. Впрочем, до -20 вполне подойдут и Matterhorn 1997.


Средства коммуникации

Значение радиостанции для снайпера трудно переоценить. В целом, намного чаще приходится наблюдать и докладывать, чем стрелять. В качестве средства связи оправданно использование трехдиапазонной радиостанции, способной работать в двух каналах одновременно, на прием и передачу. На прием можно осуществлять радиоперехват с частоты противника, передачей корректировать действия второго номера или всей группы. Одна из хорошо зарекомендовавших себя станций - Yaesu 7R, позволяющая держать уверенную связь на дальности до 5-8 километров. Помимо всего прочего, она достаточно мощная на передачу (5 Вт), не боится влаги и хорошо поддается расшивке.

В качестве гарнитуры снайперы часто используют ларингофоны, которые при известном навыке позволяют общаться не разжимая губ. Однако мне, к чревовещательству не склонному, удобней использовать стрелковые наушники ComTac XS с микрофоном MT15H69FB-38 378. Несомненное достоинство этих наушников- усиление слабых звуков и снижение громких. Таким образом, зачастую можно с первого же неудачного выстрела контрснайпера уйти с позиции - шелчок шара даже в паре метров слышен очень отчетливо. Минус использования наушников - при ведении приема-передачи перестаешь слышать внешний мир.

С наушниками и рацией удобно использовать выносную тангенту Peltor (в миру адаптер PTT Peltor FL5010). Ее плюс в том, что не надо нащупывать кнопку передачи на гарнитуре - шлепнул не глядя по тангенте и выходишь в эфир.


Оборудование для ночного снайпинга

Редкая возможность попробовать себя в качестве Бога - ночной снайперский террор. Должным образом экипированный снайпер не даст продохнуть противнику ни на позициях, ни в рейде.



Многие снайперы в условиях ночных боев используют прицелы ночного видения и новомодные монокуляры PVS-14. Я же всем прочим предпочитаю старые добрые очки ITT PVS-7 в комплекте с инфракрасным целеуказателем J-Tech Tactical, и сейчас объясню, почему.

Задача снайпера зачастую сводится к одному-единственному выстрелу. Но цель редко готова бросить все и придти под твой шар - как того волка, снайпера кормят ноги. Перемещаться по ночному лесу в монокуляре довольно неудобно. Кроме того, я пока не встречал удобного крепления PVS-14 на свою маленькую голову. Идти же, ориентируясь по прицелу ночного видения - просто популярное извращение, не более того.

Очки же позволяют комфортно перемещаться по лесу. Конечно, целиться в них через оптический прицел невозможно. Поэтому, под нарастающее с мест крещендо "лох! лох!" рискну рекомендовать стрельбу по точке инфракрасного целеуказателя.

Это совсем не так захватывающе, как, тая дыхание, мужественно таращиться через запотевший прицел на силуэт часового. Это вообще больше похоже на тир - большой и светлый мир зеленоватого оттенка, по которому, шаря руками и спотыкаясь, идет группа противника - и невидимая глазу, но отчетливая в очках ночного видения точка целеуказателя переползает с одного озабоченного профиля на другой.

Это оборудование небезосновательно и штатно любимо американской военщиной. Поэтому оно так по-военному пылеводонепроницаемо и противоударно.

PVS-7 крепится на голове с помощью специального намордника довольно порочного вида. Если не переусердствовать в утягивании ремешков, намордник достаточно комфортен в ношении. Единственный недостаток - в отличие от штатного крепления на каску, он не позволяет откидывать прибор вверх. При снятии же с крепления намордника прибор продуманно гаснет, чтобы не выдавать бойца зеленоватым свечением окуляров. Поэтому пересечение хорошо освещенных участков местности и работа под фонарями сопряжены с некоторой суетой: отщелкнул прибор, вышел из освещенного участка, снова ткнул его в крепление, включил.

В комплект прибора входят различные полезные штуки, как-то - насадки от запотевания, дневной светофильтр и компас. Последний крепится на приборе и дает в верхней части зрительного поля тонкую линейку с указанием сторон света, что позволяет не снимая прибора давать привязку цели по полярным координатам.

Инфракрасный целеуказатель закреплен на стволе винтовки перед сошками, управляется выносной кнопкой на цевье. Он быстросъемен, однако демонтаж сопряжен с нарушением пристрелки. Поэтому снимается на крайний случай близкого контакта с превосходящими силами противника и только для того, чтобы прицепить его на АКСУ-74.

Не рекомендую без крайней необходимости включать ИК-подсветку, равно как и держать целеуказатель постоянно включенным - это прекрасно отслеживается противником через приборы ночного видения. Возможностей PVS-7 волне хватает на то, чтобы превращать ночь в день без дополнительных насадок на расстоянии до полукилометра. ИК-подсветка оправдана лишь в условиях полного отсутствия естественного освещения - коридоры зданий ночью, подвалы etc.

Поэтому схема работы проста, как ящик: определил цель, навелся по стволу, прижал выключатель целеуказателя, скорректировал наведение, выстрелил, отпустил выключатель, снялся с позиции.


Прочее оборудование

Для перекрывания подхода противника к месту расположения снайпера я предпочитаю использовать растяжки или радиомины. Однако бывают ситуации, при которых нежелательно выдавать взрывом даже приблизительное направление засады. В этих случаях уместно использование простейшего видеорегистратора с миниатюрными камерами. Пример такого устройства - банальная видеоняня. Она позволяет вести запись на 4 камеры, переключаясь между ними. При работе снайпера из здания можно установить пару камер на входах в здание, и пару - в коридорах. Это позволит в полной мере контролировать перемещение противника за спиной. На практике, впрочем, за глаза хватает двух камер.


Тактика

Тактика работы снайпера является следствием его роли в действиях команды. Как правило, это избирательный огонь по высокоприоритетным целям и сбор информации.

В первом случае мне кажется уместным использование снайперских засад, с обязательным привлечением второго номера. Второй номер контролирует ближние подступы к высоте и корректирует действия снайпера. Неплохой выбор оружия для второго номера - пулемет или автомат с подствольным гранотометом, которые позволяют создать достаточную огневую мощь для отрыва от противника.

Если целью рейда является выбивание командного состава, обратите внимание на нашивки бойцов, на активную жестикуляцию одного из них. В реалиях страйка крайне нелишне будет обзавестись фотографиями ключевых фигур противника или их подробным описанием.

Перед выдвижением к месту засады снайпер с командиром группы прорабатывают основной и запасной маршруты с выделением контрольных точек. По сообщениям с этих точек группа будет получать информацию о прохождении маршрута, не боясь радиоперехвата.

Остается отметить, что при организации засады обязательно наличие второй позиции, с которой можно вести огонь или начать отступление. Эта позиция, как правило, располагается в 10-15 метрах от основной. Она должна обладать теми же характеристиками, что и основная: хорошая обзорность с минимумом мертвых зон, высокое качество маскировки, безопасность ухода.

Немає коментарів:

Дописати коментар